УДК 614.2:378.2
М.Р. МАУТКАНОВ, Г.Т. ЖАНГЕРЕЕВА, Г.С. КУМИСБЕКОВА
РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» МЗСР РК,
Республиканский центр оценки знаний и навыков, г. Астана, Республика Казахстан
ОЦЕНКА КЛИНИЧЕСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
До настоящего времени квалификационный экзамен специалистов здравоохранения в Республике Казахстан включал в себя только оценку теоретических знаний, без определения уровня владения практическими, клиническими и коммуникативными навыками специалист допускался к практической деятельности. Республиканским центром оценки знаний и навыков разработана новая модель оценки специалистов здравоохранения, которая состоит из оценки знаний и навыков. Целью исследования было проведение анализа уровня владения практическими, клиническими и коммуникативными навыками специалистами здравоохранения. Материал и методы: оценку навыков прошли 1 334 специалиста здравоохранения с высшим медицинским образованием, претендующие на получение квалификационной категории. Оценивались базовые навыки оказания медицинской помощи при внезапной остановке сердца, нарушениях целостности кожных покровов, острой верхнедыхательной непроходимости, болевом синдроме, а также навыки интерпретации результатов лабораторно-инструментальных методов исследования. Оценка навыков осуществлялась на специализированных станциях, оснащённых симуляционными технологиями также с использованием стандартизированных пациентов. Результаты и обсуждение: большая часть претендентов (73,7%) прошла все станции оценки навыков. Анализ результатов оценки навыков претендентов показал хороший уровень владения основными навыками по оказанию медицинской помощи. Несмотря на неплохие результаты, специалисты допускали ошибки и неточности в выполнении отдельных навыков. Выводы: новая модель позволяет оценить не только теоретические знания специалистов здравоохранения, но и уровень владения техническими, нетехническими, в том числе коммуникативными навыками, и определить мероприятия по их совершенствованию. Таким образом, внедрение оценки практических, клинических и коммуникативных навыков в добровольный квалификационный экзамен специалистов здравоохранения способствовало объективно оценить больший спектр компетенций специалистов в области здравоохранения и определить основные образовательные направления в системе до- и постдипломного медицинского образования.
Ключевые слова: оценка навыков, претендент, квалификационный экзамен, медицинская помощь.