УДК 614.254.7
Н.З. МУХАМЕДАЛИЕВ1, Р.З. МАГЗУМОВА2, В.В. БАЛБАЧАН1,
Б.Б. БАЙМАХАНОВ3, Г.Б. БАЙКУБЕКОВА4.
1Казахстанский медико-социальный проект «Дистанционный патронаж» ТОО «Vienna», г. Астана,
2Медицинский университет Астана, г. Астана,
3Национальный научный центр хирургии имени А.Н. Сызганова, г. Алматы,
4Управление здравоохранения Карагандинской области, г. Караганда
ДОСТУПНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЛУЧШЕНИИ
КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: «ДИСТАНЦИОННЫЙ ПАТРОНАЖ»
В последние несколько лет происходит взрывное развитие использования беспроводной связи во всех областях человеческой деятельности. Медицина не смогла остаться в стороне. Руководство Республики Казахстан, осознавая важность достижения главной стратегической цели
страны – вхождение в тридцатку наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира к 2050 году, считает развитие ИКТ приоритетным направлением. Благодаря уже сделанным инвестициям отмечаются значительные достижения молодой республики в секторе ИКТ.
Цель исследования. Оценить эффективность ИКТ «Интеллектуально дистанционный патронаж» у беременных женщин и пациентов после трансплантации почки
Материал и методы. Казахстанская иинновационная информационно-коммутативная система «Дистанционный патронаж» в пилотном режиме была внедрена в медицинские организации Карагандинской области и города Алматы. Для исследования были выбраны две группы пациентов:
беременные женщины разного возраста и пациенты после трансплантации почки. Каждая группа разделена на две сравнительные группы: первая группа пациентов использовала систему «Дистанционный патронаж», вторая не использовала мобильные технологии. (n1=1541; n2=1549).
Результаты и обсуждение. По результатам исследования общая удовлетворенность пациентов качеством оказания медицинской помощи составила 69,4%, тогда как пациенты, не использовавшие информационно-коммуникативные технологии, были удовлетворены на 39,0%. Процесс записи на прием к своему врачу первая группа оценила на 66,3%, вторая группа – на 40,0%. Оценка скорости реагирования в экстренных ситуациях составила 67,2%, у второй группы пациентов – 34,4%. Врачебный персонал, работавший с системой, оценил эффективность дистанционных консультаций на 72,6%.
Выводы. В данной статье мы рассмотрели принцип действия новейших высоких технологий.
Из всего предложенного материала можно сделать вывод о том, что с развитием беспроводной связи увеличивается каждый год число абонентов, а с развитием технологий всем абонентам беспроводной связи стала доступной такая услуга, как телемедицина через мобильный телефон.
По проведенной работе мы можем выделить задачи, которые решает мобильные технологии:
1. Развитие инноваций и медицинской науки.
2. Развитие информационно-коммуникационных технологий.
3. Непрерывный, удаленный, автоматизированный мониторинг состояния здоровья пациентов с помощью мобильных компьютеров и устройств.
4. Профилактическая направленность.
5. Совершенствование ранней диагностики.
6. Механизм мотивации для пациентов к своевременному прохождению скринингов.
7. Возможность разрешения в вопросах персонального здоровья и общественного здравоохранения.
8. Укрепление здоровья населения на основе обеспечения санитарного благополучия, профилактики факторов риска, пропаганды здорового питания и стимулирования здорового образа жизни.
9. Повышение солидарности и ответственности населения за свое здоровье.
10. Использования возможностей теле- и смарт-медицины для дистанционного наблюдения, консультаций, диагностики.
Ключевые слова: мобильные технологии, информационно-коммуникативные технологии,
дистанционный патронаж, беременные, пациенты после трансплантации почки.