УДК 614.1+613.9
Д.Н. МАХАНБЕТКУЛОВА1, Г.Ж. ТОКМУРЗИЕВА1, М.К. САПАРБЕКОВ1, Д.С. НУГМАНОВА1, Е.Л. ХЕГАЙ2, И.Ю. СТАФЕЕВА2
1Казахстанский медицинский университет “ВШОЗ”, г. Алматы, Республика Казахстан,
2Ассоциация семейных врачей Казахстана, г. Алматы, Республика Казахстан
СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Для улучшения здоровья и благополучия школьников подросткового возраста Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует в странах, входящих в Европейский регион, куда входит и Казахстан, в рамках будущих целенаправленных действий проводить систематический мониторинг и изучение социальных детерминант здоровья.
Цель исследования. Анализ международного опыта по исследованию социальных детерминант здоровья и благополучия школьников в рамках организационной перестройки школьной медицины в Казахстане.
Материал и методы. Данный обзор основывается на рекомендациях ВОЗ и лучших международных практиках по исследованию социальных детерминант здоровья и благополучия подростков (2012), Европейской концепции школьных медицинских услуг и компетенций для специалистов школьного здравоохранения (2014), а также на докладе ВОЗ “Здоровье подростков: второй шанс во втором десятилетии” (2014).
Результаты и обсуждение. При организации перестройки школьной медицины в Казахстане и внедрении новых инновационных программ по школьной медицине следует использовать: рекомендуемую политику ВОЗ, направленную на укрепление и защиту здоровья школьников, межсекторальный подход, модель ВОЗ различных детерминант здоровья и развития подростков (экологическая модель).
Вывод. Профессиональные компетенции специалистов школьной медицины рекомендуется разрабатывать с использованием Концепции ВОЗ по укреплению здоровья школьников, межсекторального подхода, стандартов качества медицинских услуг с учетом социальных детерминант здоровья детей и подростков.
Ключевые слова: здоровье, социальные детерминанты, школьники.