DOI: 10.31082/1728-452x-2018-198-12-2-7
УДК 614.2
ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ж.Е. БАТТАКОВА, С.Б. МУКАШЕВА, А.А. АДАЕВА, Ш.З. АБДРАХМАНОВА, Т.И. СЛАЖНЕВА
Центр формирования здорового образа жизни Национального Центра общественного здравоохранения МЗ РК, г. Астана, Республика Казахстан
Одним из важных аспектов психосоматического здоровья является субъективное эмоциональное благополучие личности. Его формирование особо важно в подростковый период развития ребенка. В последнее время отмечается рост числа детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Установлено, что на эмоциональное благополучие ребенка среднего и старшего школьного возраста отрицательное влияние оказывают отсутствие адекватной самооценки, формирование личного сознания, социум и многое другое.
Цель работы. Изучение уровня субъективного эмоционального благополучия детей среднего и старшего школьного возраста, основанного на широкомасштабном общенациональном соцопросе школьников РК.
Материал и методы. В основе исследования лежит стандартизированная методология, которая включает в себя двухступенчатую выборку школ и классов во всех областях РК и городах Алматы и Астана. В отобранных классах опрашивались все учащиеся, в результате всего опрошено 6548 школьников (2017-2018 учебный год). Опрос проводился путем анонимного анкетирования.
Результаты и обсуждение. По результатам опроса было выявлено, что 76,6% школьников согласно шкале Ликерта имеют высокий уровень субъективного благополучия (положительный эмоциональный фон), у 18% детей отмечается низкий уровень субъективного благополучия (пониженное настроение), у 5,3% детей выявлен очень низкий уровень субъективного благополучия, что свидетельствует о возможном депрессивном состоянии и требует дополнительного изучения с целью выработки профилактических мер и борьбы с депрессией среди детей и подростков. По «шкале депрессии» у 19,4% опрошенных школьников выявлены признаки возможной депрессии. Определение взаимосвязи депрессивного состояния с успеваемостью показало, что школьники с признаками депрессии значительно чаще испытывали трудности и напряжение во время учебы. В ходе исследования также выявлено увеличение случаев подверженности буллингу среди детей с низким субъективным эмоциональным благополучием (с признаками депрессии).
Выводы. Практически у каждого пятого опрошенного ребенка среднего и старшего школьного возраста имеются признаки депрессивного состояния. Исследование показало, что дети с признаками депрессии значительно чаще испытывают трудности и напряжение во время учебы и подвергаются буллингу. Депрессия негативно влияет на академическое развитие и успеваемость школьников и, наоборот, академическая неуспеваемость может стать провоцирующей причиной развития депрессивного фона настроения у школьника. Оценка, мониторинг и раннее выявление случаев возможной депрессии будут способствовать своевременной и эффективной профилактике факторов риска среди школьников и сохранению их здорового эмоционального фона.
Ключевые слова: субъективное эмоциональное благополучие, депрессия, дети, школьники, успеваемость.